Научные традиции и достижения факультета психологии Омского государственного университета и Ф.М. Достоевского
16 May 2025

ㅤㅤㅤㅤ Первый набор студентов психологов на отделение психологии и коммерции при экономическом факультете ОмГУ был осуществлен в 1993 г., а уже в 1996 г. решением Ученого совета Омского университета утверждается Положение об открытии отделения «Психология». Всего через четыре года отделение психологии преобразовано в самостоятельное структурное подразделение – факультет психологии ОмГУ.
В настоящее время факультет психологии включает две кафедры – «Социальной психологии» и «Общей психологии», учебно-научную лабораторию, оснащенную современным, в том числе психофизиологическим, оборудованием, методический кабинет, два компьютерных класса.

ㅤㅤㅤㅤПодготовка студентов осуществляется по направлению «Психология» (профили «Социальная психология» и (с 2013 г.) «Организация работы с молодежью»), открыто направление подготовки «Организационная психология» (магистратура), функционирует аспирантура по специальности «Общая психология.

ㅤㅤㅤㅤ История психологии», ежегодно работают Школа начинающего психолога для абитуриентов и Летняя психологическая школа для студентов, преподавателей и лиц, увлекающихся психологией. С 2011 г. при факультете начала функционировать Психологическая служба вуза, целью деятельности которой является социально-психологическое сопровождение учебно-профессиональной и трудовой деятельности участников образовательного процесса, оказание психологической помощи студентам, преподавателям, сотрудникам, абитуриентам и выпускникам ОмГУ.

ㅤㅤㅤㅤОдним из приоритетных направлений деятельности факультета является научно исследовательское. Годы плодотворной научной работы принесли факультету свои плоды: победы преподавателей и студентов в конкурсах, защищенные кандидатские и докторские диссертации, собственное научное издание, серия монографий, ежегодные научные мероприятия всероссийского и международного уровней.
Научная инициатива преподавателей и сотрудников факультета психологии ОмГУ находит поддержку различных российских научных фондов. Только за последние пять лет победителями конкурсов грантов стали: кандидат психологических наук, доцент В. Е. Купченко «Социально-психологические детерминанты построения жизненных стратегий (возрастной и гендерный аспект)» (Государственная поддержка молодых российских ученых – кандидатов наук в области общест венных и гуманитарных наук Федеральным агентством по науке и инновациям совместно с конкурсом грантов Президента РФ, 2008 г.);
доктор психологических наук, профессор Л. И. Дементий, кандидат психологических
наук, доцент Н. Н. Карловская
«Современные интегративные технологии поддержания пси
хофизиологического здоровья преподавателей вуза» и «Психофизиологические основы профессионального здоровья преподавателей вуза» (Конкурс программ повышения квалификации Министерства образования и науки РФ, 2010 г.);
кандидат психологических наук, доцент Н. В. Грушко, кандидат психологических наук, доцент С. В. Чернобровкина «Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях Омской области» (региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» Российского гуманитарного научного фонда, 2011 г.); заведующий учебно-научной лабораторией
А. А. Маленов, кандидат психологических наук, доцент А. Ю. Маленова
«Психологическое образование как ресурс жителей региона среднего возраста» (региональный конкурс «Российское могущество прирастать будет Сибирью и Ледовитым океаном» Российского гуманитарного научного фонда, 2012 г.).

ㅤㅤㅤㅤИнициатива преподавателей поддерживается и родным университетом: традиционно проекты преподавателей и сотрудников факультета психологии одерживают победу в ежегодном конкурсе научно-исследовательских индивидуальных проектов на получение гранта молодыми учеными ОмГУ.


В этом конкурсе победителями являются следующие проекты:

  • «Психологическая подготовка к экзаменам» (А. Ю. Маленова, 2005 г.)
  • «Личностные и ситуационные детерминанты, стратегии и личностные типы копинга руководителей (в условиях профессиональных стрессовых ситуаций)» (К. И. Корнев, 2007 г.)
  • «Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы» (И. В. Шагарова, 2008 г.)
  • «Психологическое образование как ресурс личности» (А. А. Маленов, 2009 г.)
  • «Особенности, социально-психологические детерминанты и типы подростков, переживающих одиночество» (Е. М. Коротеева, 2010 г.)
  • «Личностные детерминанты, типы построения и реализации предпринимательской карьеры» (А. В. Колодина, 2010 г.)
  • «Социально-психологические детерминанты образа идеального и типичного политических лидеров» (М. В. Криворучко, 2011 г.)
  • «Личностные детерминанты неуспеха» (О. П. Нечепоренко, 2011 г.)
  • «Представления о социальной ответственности бизнеса и их личностные детерминанты у предпринимателей различного уровня» (С. В. Щепоткин,2012 г.)

ㅤㅤㅤㅤВо многом достижениям молодых ученых факультета способствовала аспирантура по специальности 19.00.01 «Общая психология. Психология личности. История психологии», которая начала функционировать в 2003 г. За десять лет аспирантами, соискателями и преподавателями факультета было защищено 10 диссертаций – 9 кандидатских и 1 докторская. В 2005 г. была защищена диссертационная работа на соискание степени доктора психологических наук на тему «Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности», на тот момент, деканом факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского Людмилой Ивановной Дементий. Под ее научным руководством защищено 8 кандидат ских диссертаций. Также в 2008 г. под руководством профессора Ю. П. Поваренкова была защищена диссертация «Личностные детерминанты и типы копинг-поведения в ситуации потери работы» И. В. Шагаровой.

ㅤㅤㅤㅤС 2004 г. периодическое издание «Вестник Омского университета» было дополнено серией «Психология» – научным журналом, включающим наиболее актуальные и интересные теоретические и прикладные разработки преподавателей и студентов факультета психологии. Ежегодно преподаватели и сту денты принимают участие более чем в 40 мероприятиях Международного и Всероссийского уровня, что находит отражение в сотнях публикаций. Научные интересы педагогического состава кафедр общей и социальной психологии воплотились также в серии монографий: «Ответственность: типология и личностные основания» (2001 г.), «Ответственность как ресурс личности» (2005 г.), «Сергей Леонидович Рубинштейн» (2010 г.), «Терроризм: социально-психологическое исследование (2010 г.), «Жизненные стратегии»
(2010 г.), «Образовательно-инновационные технологии: теория и практика» (2010 г.), «Личностные типы будущих и действующих предпринимателей» (2011 г.), «Терроризм: история и современность» (2012 г.), «Образование пожилых людей как ресурс развития региона» (2012 г.), «Психология опасности и безопасности» (2012 г.), «Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся эконо мических условиях Омской области» (2013 г.)

ㅤㅤㅤㅤС 2008 г. к числу традиций факультета психологии добавилось проведение осенью научно-практических конференций всероссийского и международного уровней по наиболее актуальным проблемам современного общества: «Активность и ответственность личности в
контексте жизнедеятельности», посвященная 15-летию факультета психологии ОмГУ
(2008 г.); «Личность в трудных жизненных ситуациях как актуальное научное направление копинг-исследований в России», посвященная 35-летию ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (2009 г.); «Социальные проблемы современной России: возможности психологической помощи» (2010 г.); «Психологическое сопровождение здоровья субъектов образовательного процесса» (2011 г.); «Ресурсы и антиресурсы личности в современных копинг исследованиях» (2012 г.), «Личность и ее жизненный мир» (2013 г.).


ㅤㅤㅤㅤФакультет психологии активно развивает научное сотрудничество с ведущими университетами России, Австралии, стран СНГ (Харьковский гуманитарный университет
«Народная украинская академия», Высшая школа экономики, Санкт-Петербургский государственный университет, Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова, Кубанский государственный университет, Южно-Уральский государственный университет, Тюменский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Томский государственный университет, Bond University и др.). С зарубежными партнерами ведется активная работа по адаптации методик, направленных на изучение особенностей копинг-поведения, прокрастинации, перфекционизма, измерение предпочтений, мотивации и ценностей трудовой деятельности, оценки и развития карьеры работников в организации, качества трудовой жизни в целом.


ㅤㅤㅤㅤВ настоящее время факультетом психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского развиваются следующие приоритетные научные направления, в рамках которых преподавателями, сотрудниками и студентами разрабатываются совместные исследовательские проекты:

  • Общая психология (введение), Общая психология (познавательные процессы), Общая психология (регулятивные процессы)
  • Общая психология (личность)
  • История психологии
  • Методологические основы психологии
  • Социальная психология
  • Психология развития и возрастная психология
  • Организационная психология, психология управления
  • Клиническая психология
  • Консультативная психология
  • Психодиагностика
  • Психологическая коррекция
  • Психосоматика
  • Профессиональная этика
  • Экспериментальная психология
  • Общепсихологический практикум
  • Математические методы в психологии
  • Психология труда
  • Юридическая психология и др.


ㅤㅤㅤㅤОценивая научный путь нашего факультета, следует отметить наличие особого стиля исследовательской деятельности, сформированность и преемственность научных традиций, активное сотрудничество и высокий уровень как научных притязаний, так и результатов. Вполне уместно говорить о существовании Омской научной психологической школы, придерживающейся классических канонов и отличающейся своей самобытностью.