Басич Ксения

Номинация: Рассказ о жизни педагога – ветерана ВОВ.

Тема: «Династия длиною в три века»

Профессия учителя — очень трудная и ответственная. Как это благородно давать другим знания, быть помощником в жизни. Конечно, далеко не каждый может стать настоящим учителем, ведь учителя – люди особого склада мышления, характера и осознания действительности: все они призваны помогать людям. Учить и учиться – неотъемлемые понятия любого учителя, преподавателя, воспитателя.

«Педагог» в переводе с греческого языка означает «детоводитель».  После уроков учитель остается с детьми для дальнейшей внеклассной работы. Вечером вы застаете его дома за столом, склонившегося над детскими тетрадками. Итак, в самоотверженном труде изо дня в день проходят двадцать, тридцать, сорок лет «вождения над собой».

Особенно меня восхищают целые династии учителей, которые посвящают своей педагогической деятельности всю свою жизнь, сохраняют сложившиеся традиции, преемственность и верность своей великой миссии – воспитывать человека и формировать личность, творить и совершенствоваться, учить и учиться.

Наш Москаленский район богат учительскими династиями, известны около  пятидесяти династий педагогов. Одной из самой многочисленной является династия Перетятько. Я считаю, что эти люди достойны того, чтобы их знали, чтобы о них помнили. Их педагогический опыт, личные качества могут дополнить общий портрет Учителя.

Династия учителей семьи Перетятько начинается с Перетятько Георгия Федоровича, которого многие в нашем районе знают как бывшего директора Москаленский восьмилетней школы. Свою трудовую деятельность Георгий Федорович начал довольно рано, в  пятнадцать лет. Сразу после школы стал самостоятельно трудиться. В столь юном возрасте он помогал родителям ставить на ноги братьев и сестру.

С 1938 года по ноябрь 1941 года работал учителем начальных классов Москаленской восьмилетней школы. В 1941 году окончил Омское педагогическое училище.

В годы Великой Отечественной войны Георгий Федорович ушел добровольцем на фронт. Сухомлинский писал: «Патриотизм – чувство стыдливое и деликатное.… Побереги святые слова, не кричи о любви к Родине на всех перекрестках. Лучше – молча трудись во имя ее блага и могущества». По-моему, эти строки непосредственно характеризуют Георгия Федоровича как человека, способного достойно противостоять всем трудностям и невзгодам. В этот сложный для советского народа период он проявил себя истинным патриотом, преданным делу партии, горячо любящим свою Родину .

В 1942 году направляется командиром санитарного взвода стрелкового полка на Ленинградский фронт, а с 1944 года был назначен батальонным военным фельдшером. Во всех проводимых полком боевых операциях показал себя требовательным, дисциплинированным, волевым командиром, знающим свое дело. Проявляя  инициативность, всегда своевременно обеспечивал эвакуацию раненых и оказание первой доврачебной помощи. Но даже в таких условиях он не забывает о своей педагогической деятельности. Во время службы он помогает молодым советами, обучает грамоте солдат, пользуется  авторитетом среди личного состава роты.

Георгий Федорович – участник легендарной защиты города на Неве и прорыва блокады Ленинграда. В дальнейшем со своей частью воевал в составе Прибалтийского фронта, освобождал Ригу. Из рядов армии демобилизовался в 1946 году в звании майора, вскоре был направлен военруком в Москаленскую  семилетнюю школу, и вся дальнейшая жизнь Георгия Федоровича была тесно связана с учительством. Вернувшись домой, он не изменил однажды выбранной профессии и долгие годы проработал в школах Москаленского района. Преподавал военное дело, физкультуру, рисование, историю, биологию и географию, заведовал Грязновской начальной школой, возглавлял педагогические коллективы Роднодолинской семилетней, Николаевской средней школы.

Из личного дела Г. Ф. Перетятько: «Как директор школы умело руководит коллективом учителей, осуществляя руководство и контроль над  состоянием учебно-воспитательной работы, в школе работают ученические организации.

За годы педагогической деятельности зарекомендовал себя опытным, знающим свое дело учителем. Обеспечивает хорошее качество знаний учащихся по предмету, добиваясь этого тщательной подготовкой  к уроку, изложением материала на высоком идейном уровне, разнообразием приемов, привитием практических навыков, связью обучения с жизнью. Проводит большую общественную работу : руководит семинаром пропагандистов сети политпросвещения, депутат поселкового Совета. За хорошую партийную работу, будучи секретарем партийной организации, был награжден в 1957 году орденом «Знак Почета».

Всю свою жизнь Георгий Федорович работал над совершенствованием своих знаний. В 1956 году окончил заочно Омский педагогический институт, историко-географический факультет.

Его всегда отличали преданность своей работе, колоссальная работоспособность (по отзывам коллег), честность, порядочность и прекрасные человечные качества.

До ухода на заслуженный отдых в 1982 году работал директором школы рабочей молодежи, был директором и учителем географии в Москаленской восьмилетней школе. Где бы ни работал Георгий Федорович,  везде пользовался почетом и уважением коллег.

Педагогический стаж Г.Ф. Перетятько – более сорока лет, двадцать лет из них он отдал Москаленской восьмилетней школе. Всю свою жизнь он посвятил людям, учил детей, солдат, учителей, прежде всего, личным примером, воспитал в них любовь к Родине, к труду, к своему краю.

За заслуги перед Родиной Г. Ф. Перетятько награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Великой Отечественной войны  2 степени, «Знаком Почета», «Отличник народного образования» и еще множеством медалей, наград.

Учеников Георгия Федоровича можно встретить повсюду. В их памяти навсегда останется светлый образ любимого учителя, его уроки, дельные советы. Многие из них последовали примеру своего наставника — поступили и окончили педагогические университеты.

Бывшие ученики с благодарностью вспоминают своего учителя. Из воспоминаний о Георгии Федоровиче:

  • Педагог с большой буквы;
  • Пытался увидеть в нас чуть больше, чем есть на самом деле;
  • Я шел на урок с удовольствием;
  • Горжусь тем, что у меня был такой учитель;
  • С добрым, по-учительски строгим взглядом и всегда спокойным голосом. Мы по его взгляду все понимали!
  • Активный участник всех событий в районе;
  • Преданный делу;
  • Сам был личностью и видел личность в каждом из нас;
  • Умел выслушать и всегда понимал;
  • Я считаю его самым главным наставником! Благодаря ему стал географом и директором школы;
  • Был очень строг и требователен, ему всегда удавалось ладить с любым подростком.

В этих высказываниях раскрываются важные личные качества учителя школы, с его ни с чем несравнимой деятельностью – сложной и трудной, исключительно важной и ответственной.

И еще он был очень увлеченным человеком. Домашняя библиотека Перетятько насчитывала около пятисот книг, в основном это были научные книги, различные многотомные энциклопедии, художественная литература.

С детства увлекался рисованием. Любил рисовать красками и карандашами. В семьях детей хранятся портреты, нарисованные цветными карандашами, картины, выполненные масляными красками («Три богатыря», «Аленушка», «Украинская ночь», «Натюрморт»). Свои работы он дарил родственникам. Дети и внуки до сих пор берегут эти подарки.

«Долг перед Отчизной» Георгий Федорович Перетятько выполнил своей активной жизненной позицией, безмерной любовью к людям.

Со своей женой, Лидией Антоновной, тоже учительницей, Георгий Федорович прожил долгую счастливую жизнь. Они родили и воспитали шестерых детей: и все они получили высшее образование. В семье есть и педагоги, и военные, и врачи. Когда появились внуки (  их у Перетятько десять) весь свой учительский опыт, умение общаться с детьми прадедушка и прабабушка перенесли на них.

Что такое учительская семья? Лучше всего это знают именно учительские дети. Учительские семьи – это вечные разговоры про учеников, это букеты на Первое сентября, это жизнь, которая измеряется не простыми, а учебными годами, это допоздна склоненная над ученическими тетрадями мамина голова.

Хорошо известная истина: «Великое счастье для родителей, когда дети идут той же дорогой, продолжая начатое дело».

Династия продолжается! Это, наверное, есть главное в семейном педагогическом процессе.

Старшая дочь Георгия Федоровича и Лидии Антоновны – Исланкина  (Перетятько) Людмила Георгиевна по образованию педагог, двадцать семь лет проработала  школе. Педагогами стали и другая дочь Валентина Георгиевна, сноха Елена Николаевна, внучки  Аношкина Наталья Ивановна, Кулева (Исланкина)  Лариса Петровна, Войдак Алена Леонидовна и  внук Перетятько Дмитрий Борисович.

Из воспоминаний внучки Кулевой Ларисы Петровны: «Выросли в семье, где книга была лучшим подарком, где грамотно писать, много читать было также естественно, как дышать. Мы все читали одни и те же книги, нам были ведомы одни и те же радости. У нас всегда было нечто общее, что объединяло нас: мы, начиная с дедушки, были учительскими детьми, и это всегда нас  многому обязывало».

Неудивительно, что дети, подрастая в «учительской семье» , хотели быть похожими на своих родных.

29 сентября 1987 года перестало биться сердце замечательного человека, участника Великой Отечественной войны, ветерана педагогического труда, большого труженика. Светлая память о Георгии Федоровиче Перетятько, верном сыне Коммунистической партии и Советского народа навсегда сохранится в наших сердцах.

Мне выпало счастье рассказать о  замечательных педагогах, представителях династии Перетятько. Это удивительные люди, отличающиеся огромной душевной щедростью, искренней любовью к детям и безграничной верностью педагогическому делу. Они не признавали работы «от и до», а отдавали ей все силы и знания, целиком и без остатка.